В этой серии статей мы постараемся вспомнить самое важное, что произошло за два месяца после сентябрьских выборов.

Протесты и их последствия

В течение всей следующей недели после 16го сентября, край лихорадило из-за стихийно вспыхнувших протестов против фальсификации результатов. Поднятого информационного шума оказалось достаточно, чтобы новости о протестах попали даже на первые полосы иностранных изданий и телеканалов.

В сухом остатке, последствия протестов следующие:

Первое: ЦИК был вынужден отменить результаты выборов полностью и назначить повторные, хоть это и незаконно по действующему законодательству по нескольким причинам. ЦИК не имеет права отменять результаты выборов, и даже «давать рекомендации» крайизбиркому. Тем не менее он это сделал.

Кроме того, по законодательству, выборы могут быть отменены только если сфальсифицировано больше 25% голосов (это как если бы признали сфальсифицированным голосование по Владивостоку целиком, а не только только часть участков Советского района). Этот вариант был выбран как «меньшее из зол», т.к. остальные два с точки зрения вертикали ещё хуже: или признать победу Ищенко и получить «несистемного» человека во главе региона, или утвердить Карасенко с перспективой уже полномасштабного бунта.

Примечательно выступление нынешней главы ЦИКа Памфиловой, запоминающееся прежде всего двумя моментами: возгласом «вы перечеркнули работу сотен людей!», которую следует понимать как «вы своими протестами сорвали работу сотен фальсификаторов», и жалобой на «бездарные фальсификации» (т.е. если бы фальсификации не были бездарными — её бы всё устроило). Слезы же её вызваны недавно полученным разносом в администрации президента. Фраза «не надо наказывать учителей!» тоже крайне показательна: в самом деле, если их реально посадить (а фальсификация выборов к/либо способом — это уголовное преступление), то кто же будет «обеспечивать» нужный результат в следующий раз?

Напомним, что за месяц до выборов не кто иной как полпред ДВФО Трутнев заявил буквально следующее:

«Имеется в виду в первую очередь прозрачность и законность выборов. На всех выборах будет организовано видеонаблюдение, − прокомментировал полпред после совещания. − Мы еще раз задали вопрос: все ли готовы? Выборы надо провести так, чтобы люди были уверены в их абсолютной честности, понимали, что им дали возможность выразить свою волю и она полностью учтена.»

Второе: такая шумиха не может обойтись без назначения «крайних». И они были назначены. В течение двух недель после выборов были сняты:

  • вице-губернатор Дмитрий Братыненко, он же главный по внутренней политике и вопросам взаимодействия со СМИ
  • пресс-секретарь главы региона, Елена Бурмистрова
  • глава представительства Приморья в Москве, Станислав Ершов

Грубо говоря, в обязанность первого входило «делание выборов» Карасенко, это политтехнолог, в обязанности второй — противодействие «нежелательному шуму» в СМИ, и объяснение электорату, что выборы прошли «прозрачно и законно», а в обязанности третьего — взаимодействие с Москвой.

Третье: насмотревшись на наши безобразия, воспряли духом остальные регионы, в результате Хабаровский край, Владимирская область и Хакасия с треском прокатили во втором туре выдвиженцев от «Едра».

Однако, когда стало ясно, что в этот раз придётся таки отдавать заветное кресло «несистемному» человеку, местные власти в тех регионах постарались максимально затруднить работу новым губернаторам.

Четвёртое: в местном едре тоже прошла череда отставок. В частности, был снят руководитель приморского отделения партии Валентин Шуматов. Ему на замену, ввиду острейшего недостатка «надёжных» и одновременно неглупых людей, пришлось вытащить аж сенатора Совета Федерации — Талабаеву. Для неё это весьма существенное понижение в должности.

Явление КОНя народу

Не успело стихнуть эхо после заявлений крайизбиркома об отмене результатов выборов, как по коридорам власти раздался гулкий топот множества ног: это спешили заявить о своём желании выдвинуться многочисленные претенденты.

Власть оказалась в сложном положении. С одной стороны, произошедшее наверху восприняли как непринятие «варяга», т.к. нужен местный человек, с другой стороны, как раз местных-то деятелей жители знают гораздо лучше, поэтому скрыть их прошлые делишки от местных же — дело нереальное. Ситуация осложнялась тем, что именно Приморье оказалось под пристальным вниманием не только оппозиционных СМИ разной направленности, но и международной прессы. Ну и в довершение картины, это требовалось сделать быстро, пока местные элиты не передрались из-за освободившегося кресла.

Наилучшим выходом, с точки зрения кремлёвских политтехнологов, стала кандидатура сахалинского губернатора Кожемяко, быстро получившего в народе прозвища «КОНь» (за инициалы), «кощей», «мумия» (за внешность), «кожзам» (фамилия + должность) и т.п.

И снова оцените признаки острейшего недостатка кадров: для того чтобы назначенец воспринимался как «местный», пришлось снимать действующего губернатора, оставляя другой регион без руководства в преддверии зимы. А зимы на Сахалине не чета нашим… Ещё один момент — Кожемяко выполняет роль своеобразной «пожарной команды» и каждый раз перебрасывается на «проблемный» регион. Его последнее назначение — на Сахалин, произошло после скандального снятия предыдущего губернатора — Хорошавина. Приморье будет уже четвёртым таким регионом.

Ещё одна сложность возникла с приморским законодательством — по нему на пост губернатора могут претендовать только кандидаты от партий. Опять вилка: если тот пойдёт опять от едра, то обеспечит себе гигантскую волну отторжения ещё до начала избирательной компании. Поэтому, ради того чтоб тот смог пойти «самовыдвиженцем» (на самом деле является главой сахалинского отделения «Едра»), спешно (фактически за неделю, с 27 сентября по 3 октября) поменяли краевое законодательство. О спешке говорит хотя бы тот факт, что ЗСПК подмахнуло нужные поправки за один день, сразу во всех трёх чтениях. К слову сказать, КПРФ добивалось принятия этих поправок уже несколько лет.

Десант политтехнологов

Назначенец приехал не один. После снятия Братыненко, с Сахалина были привезёны «проверенные» люди: Антон Волошко («вице-губернатор по внутренней и информационной политике») и Дарья Сметанина («пресс-секретарь главы края»). Знакомые должности, правда?

Им на подмогу, с Москвы были командирован, по выражению местного социолога, целый десант:

«Без шуток: вы даже представить себе не можете, кто к нам приехал из Москвы. Цвет политконсалтинга. И самое показательное, в большинстве своем это специалисты по работе с протестным электоратом. Сюда они приехали снижать градус социальной напряженности.»

«Ведомости», со ссылкой на свои источники, называют некоторые фамилии:

В помощь назначенному в среду врио губернатора Олегу Кожемяко делегированы Борис Рапопорт, кандидатура которого сейчас проходит проверку на должность замначальника управления президента по обеспечению деятельности Госсовета (УГС), и сотрудница управления Мария Сергеева. Они командированы туда на все три месяца кампании, за которую вновь будет отвечать начальник УГС Александр Харичев. Один из собеседников не исключает, что выборы в Приморье будет координировать замполпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов. Кроме того, в регионе будут работать компания «Бакстер групп» политтехнологов Олега Матвейчева и Дмитрия Гусева, PR-агентства «ИМА-консалтинг» и «Полилог» и, возможно, политтехнолог Григорий Казанков.

Свою работу с «протестным электоратом» присланные начали с попыток масштабной скупки всех, хоть сколько-нибудь популярных источников информации. Подобная операция не могла обойтись без накладок, сбоев и утечек информации, и они произошли:

Инстаграм-паблик news.vl опубликовал переписку с приезжими, из которой следует, что ему предлагали миллион рублей за рекламные посты и полный блок на негатив в адрес врио. Владельцы паблика оказались людьми принципиальными и информацию обнародовали. Через месяц паблик был заблокирован по неизвестной причине. Совпадение? Не думаю! ©

В результате совершенно оголтелой пиар-компании, реклама врио добралась даже до такой далёкой от политики области как бьюти-блоггинг. О творящемся безумии высказался даже только что ушедший в отставку экс-мэр Владивостока, который на тот момент был в Японии в отпуске.

Или чего стоит поездка команды профессиональных пиарастов на Сахалин, которая вызвала небольшой скандал сразу в двух регионах? За чей счёт этот банкет, кстати?

Золотые горы

Чем же за прошедшие два месяца с момента назначения занимался сам врио? Главным образом — щедрой раздачей обещаний и присвоением чужих наработок. Не верите? Тогда смотрите:

Про изменения в избирательное законодательство писалось выше, и это подаётся как невиданная доселе демократизация выборной системы, только в прессе стыдливо умалчивается, что поправки были подготовлены КПРФ ещё несколько лет назад и с тех пор едро их неизменно проваливало.

Аналогичная ситуация с законом «о детях войны». У нас в крае есть одноимённая организация, которая несколько лет безуспешно добивалась его принятия. Добивалась бы и дальше, если бы этот закон не был часть предвыборной кампании Ищенко. Сейчас его принятие приписали в число «заслуг» врио, одновременно выбивая почву из под ног главного соперника.

Ещё одна похожая ситуация — с дольщиками. Это тоже было частью предвыборной кампании Ищенко, многие ещё не успели забыть летнюю протестную кампанию с голодовками и митингами. Что-то действительно было сделано, например многострадальный дом на Пихтовой 35 был подключен к отоплению, однако сделано это было не за счёт проворовавшегося строителя, а за счёт бюджетных средств. Другим повезло меньше. Например на «Комплексе D» Снеговой Пади, после победных реляций о возобновлении строительства, через две недели стройка снова встала, а сроки сдачи были снова перенесены ещё на год позже.

Иные «инициативы» врио стали разваливаться ещё даже до истечения гарантийного срока, т.е. «до выборов». В их число попали:

Пресловутая «отмена кнопки ГЛОНАСС». При ближайшем рассмотрении поправок, выясняется, что такая «отмена» действует всего год, касается только физлиц, только легковых автомобилей и имеет ограничение на одну машину в год. Если вы, скажем, обратитесь с специализированное агентство, которое занимается работой с японскими авто-аукционами и закажете машину через них, то кнопка вам по прежнему необходима. См разъяснение, выпущенное буквально через полдня после победных реляций. Оригинальная новость уже удалена, но успела широко разойтись по агрегаторам новостей. Ещё одним ограничением является то, что машины «без кнопки» нельзя вывозить за пределы ДВ.

Согласно пункту 2 временный порядок действует исключительно в отношении бывших в употреблении автомобилей с правым рулем, ввозимых на территорию Российской Федерации для собственных нужд лицами, имеющими постоянную регистрацию в Дальневосточном федеральном округе или переселяющимися на постоянное место жительства на Дальний Восток.

Таким образом, по-прежнему требуется установка на любые ввозимые автомобили устройств ЭРА-ГЛОНАСС, если они имеют левостороннее расположение руля или если их ввозят юридические лица, независимо от расположения руля.

Поскольку временный порядок распространяется только на жителей Дальнего Востока, для вывоза автомобиля в другой регион также потребуется приобретение устройств ЭРА-ГЛОНАСС, в противном случае это повлечет отказ в регистрации автомобиля в органах ГИБДД.

Особого внимания требует указание временного порядка на то, что обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС не требуется исключительно на автомобили, ввозимые жителями Дальнего Востока для собственных нужд. Это может создать сложности с перепродажей автомобилей в течение года, если они не были оснащены устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.

Акция «доступная рыба». Также не является какой-то личной инициативой врио — этим у нас ещё несколько лет назад занимался экс-мэр города — Николаев. Эта программа действует до сих пор, правда имеет немного другое название — «дешёвая рыба». Акция была организована настолько поспешно, что ФАС даже заподозрила было ценовой сговор, но им быстро объяснили, что это «чья надо акция», и те включили заднюю. Любопытный факт, что ФАС уже пыталось выяснить, отчего же в Приморье такие высокие цены на рыбу, и даже имеет соответствующее поручение президента, которое …не выполнено до сих пор.

Акция «заморозка цен на топливо» также вызвала неоднозначную реакцию. Ещё летом «Роснефть» назвало целью повышение цен на топливо до мирового уровня. В октябре «значительное повышение цен на топливо» было спрогнозировано Счётной палатой «с нового года». В начале ноября нефтедобывающие компании подтвердили выводы счётной палаты, согласившись «не повышать цены до начала 2019 года». Однако, слова-словами, а цены неуклонно поползли вверх. Непонятно в чём же заслуга врио, если переговоры идут между правительством и нефтяными компаниями, и собирались повышаться и так с нового года (но по факту растут уже сейчас).

Это только наиболее крупные обещания, которые врио, по словам администрации раздаёт в среднем со скоростью 4.7шт в час.

Более 2500 поручений дал Олег Кожемяко с момента своего назначения, сообщает пресс-служба краевой администрации. Если заявление о поразительной работоспособности врио губернатора правдиво, ему приходится давать в среднем по одному распоряжению каждые 13 минут.

Остаётся только догадываться где именно на всё обещанное взять денег, если в недавно принятом бюджете на следующий год, один из депутатов ЗСПК усмотрел его уменьшение на сумму 2,5 млрд рублей, за счёт сокращения трансфертов из федерального бюджета.

Законопроектом общий объем доходов краевого бюджета на 2019 год представлен в сумме 101400,3 млн рублей, что ниже доходов, утвержденных на предыдущий год, на 2401,0 млн рублей, или на 2,3 %.

Расходы краевого бюджета в 2019 году по сравнению с 2018 годом снижены на 1586,3 млн. рублей, или на 1,5 %, и составят 104612,6 млн. рублей. Снижение обусловлено отсутствием федеральных средств, снижением объемов инвестиционных расходов за счет средств краевого бюджета. На плановый период 2020 года планируется снижение расходов к предыдущему году на 2744,1 млн рублей, или на 2,6 %, что составит 101868,5 млн рублей. На 2021 год по отношению к 2020 году на 5238,9 млн рублей, или на 5,1 % (96629,6 млн рублей).

Кстати, ещё одно обещание врио «строить по 10 местов в год» перекрывается одной-единственной убийственной фразой из утверждённого бюджета:

Не планируются средства федерального бюджета на сумму 2031,0 млн рублей в рамках приоритетного проекта «Безопасные дороги» и на восстановление дорог и мостов при ликвидации последствий паводка 2016 года.

Денег нет, но вы держитесь там, всего хорошего. ©

Насколько всё это реально?

Ладно, допустим всё вышенаписанное — это наши гнусные предположения. Пока ещё нельзя говорить ни об успехе, ни о провале инициатив врио, поскольку он на посту ещё только два с половиной месяца.

Давайте посмотрим, что происходит с его прошлым регионом пребывания — Сахалинской областью. Там с момента выборов и утверждения Кожемяко в должности прошло два с половиной года (назначен врио на Сахалин в марте 2015го, избран в сентябре того же года) — считаем, это достаточный срок, чтобы человек успел показать себя.

Начнём с простого — посмотрим как менялась оценка губернатора по их публичному рейтингу. Декабрь 2015го — 57е место, декабрь 2016го — 19е место, октябрь 2017го — 30е место, август 2018го — 35е место, и наконец сентябрь 2018го — 51е место. Мы видим сначала резкий взлёт за первые полгода после назначения (с 57 до 19 места), а потом постепенное и неуклонное падение рейтинга практически на прежнюю позицию.

Но рейтинг — это некий абстрактный интегральный показатель «доверия», попробуем разобраться верны ли эти данные, и что послужило причиной таких изменений.

Можно предположить, что в первые полгода после своего назначения (с марта до сентября), врио занимался тем же, что и у нас сейчас — безудержной раздачей обещаний и мелким популизмом. Почему только до сентября? Потому что в сентябре 2015 прошли выборы, на которых он был избран 67,5 процентами голосов (от пришедших на выборы).

По первой новости чётко видно, когда «предвыборная» инициатива была заявлена. В итоге её отменили, потому что она за два года нанесла существенный урон популяции красной рыбы в регионе. Если вы разрешаете её вылов населению, то нужно соответственно урезать объём промышленной добычи, чего сделано не было. Попытка вновь поднять вопрос в мае этого года, скорее всего вызвана нарастающим падением рейтинга губернатора.

Теперь смотрим выше про программу «доступная рыба», и начинаем думать к чему бы это. Ещё один маленький кусочек мозаики: сейчас в Приморье приехал с Сахалина тот же самый политтехнолог, что вёл компанию врио в 2015м году.

Теперь о команде, которая переехала за врио из Амурской области. Только заголовки новостей:

Что происходило с доходом самого врио за его «сахалинский» период?

А вот что в это время происходило с бюджетом области:

Понимаете теперь, почему врио так резко полюбил Приморье? «Главное в нашем деле — вовремя смыться!»

Люди называют день его отъезда (26 сентября) — «днём освобождения Сахалинской области от амурских милитаристов». Такое название выбрано не случайно и является отсылкой к дате 2 сентября 1945 года — дню освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.

Уже на следующий день после поспешного перевода, вышло несколько статей с оценкой его правления:

«Прочтите, и у вас отпадут последние сомнения» ©


В следующей статье мы рассмотрим деятельность КПРФ, суету вокруг муниципального фильтра, итоговый состав кандидатов, чего нам ждать на этих выборах и после них.